ОТЧЕТЫ

Развед-выезд в Фанагорийский район, 2-3 августа 2008

Состав группы:
Дровосек, наблюдатель.

Когда я ездил на юга через Горячий ключ, то даже не задумывался, что этот район тоже пригоден для отдыха, а особенно активного.
Последний год многие знакомые рассказывали о посещении различных достопримечательностей этой местности как пешком, так и на велах. А я ни разу даже не был в самом городе Горячий Ключ, как то не воспринимал всерьез-горы низкие, недалеко от Ростова. Но это даже является плюсами для велопокатушек, особенно пвд.
Красным цветом показана нить маршрута, а стрелками направление.

Вот с целью общей разведки района для себя и своих будущих пвд я и выехал на поезде в ночь на субботу 2 августа 2008.

2 августа 2008

В 6 утра этого же дня мы высадились в Горячем Ключе. И сразу выехав на трассу поехали в направлении Джубги.

Через пару км свернули на развилке в сторону Фанагорийского.

Дорога по мосту пересекает реку Каверзе.

Потусовали немного в районе долины Очарования, позавтракали.

Дальше идет сначало асфальт, потом нормальная гравийка, а местами не очень приятная щебенка, но не очень много. От поселка неплохая гравийка, в хорошую погоду сухая. Вообще конечно здесь в удовольствие лучше ездить когда нет осадков, поэтому перед выездом надо смотреть прогнозы. Синопты передавали оба сухих дня, поэтому мы были спокойны)
Гравийка проходит, через весь поселок и продолжается дальше. Вышел казус с первым бродом, который по полукилометровке должен был быть перед развилкой дорог, но никакой развилки не было. Мы были без жпс, только карта (4 куска на А4 полукилометровок, которые мы склеили скотчем перед поселком) и компас. Чтобы полностью удостоверится и изучить местность, мы немного застряли на этом участке. Покатали в разные стороны, в тч и обратно, поразведывали ответвительные предыдущие дороги, по одной из которых выехали на огромную поляну. И убедившись, что во всем виновата карта, пересекли брод и поехали дальше.

Впереди конечно же была развилка, перед поселочком, помойму он называется Поднависла-1. Направо идет ответвление на Фанагорийскую пещеру, а налево к урочищу Поднависла. Поехали налево, дорога приличная, чувствуется небольшой подъемчик. По пути питаемся подножным кормом-яблоки и алыча.

Переехав через еще один брод оказываемся на ур. Поднависла, чуть выше родник "здоровье". Направо открывается гора Нависла.

Далее по дороге встречает метки на дольмен. Поднимаемся пехом, а там какая-то каменная ванна-наверно это и есть дольмен, только без крышки)

Дальше ответвление направо перед бродом ведет в монастырскую щель, там где-то мертвое озеро, но туда позже. Едем дальше через брод к водопаду Кесух. Когда дорога начинает подниматься, слева будет полянка с нее спуск направо, а потом вниз к реке.

Ныкаем велы в камнях

и поднимаемся по тропе к водопаду. Воды мало, да и место под водопадом не очень уютное.

Перекусив, спускаемся обратно. Напротив этого места через дорогу наверху есть медвежие скалы. Хочется посмотреть, что за объект. Мой напарник, немного утомившись остается на поляне с кариматом и чаем, а я лезу вверх к скалам. Сначала попер в лоб, долез под первый ярус, -много сыпухи и вообще неприятная сухая земля уходит из под ног и съезжает вниз. Снизу скалы посмотрел, как вдруг прямо надо мной ветер ломает дерево (не сухое, а зеленое) и оно удачно падает в сторону скал) тут я подумал, что пора спускаться. Но при спуске вышел к маркировке, которая тропой вела в обход слева наверх. Не удержался и пошел по ней.

Вылез на обзорную площадку, посмотрел по сторонам и пошел обратно. Поехали обратно и свернули в монастырскую щель с целью найти мертвое озеро. Сразу скажу, что не нашли, без прибора еще и с велом тяжко искать. Но задолбались нормально)

Нашли только такую лужу. Подъем там становился круче и круче, зайдя достаточно далеко никаких следов озера мы не обнаружили. Зато спустились быстро)

Поехали обратно через поднавислу, перекусив на роднике. И через первую развилку двинули к Большой Фанагорийской пещере. В эту сторону дорога уже похуже, тк здесь ездят лесовозы и убивают ее. Сразу же встретили завязшую в грязи иномарку, пассажиры завистливо отметили, что здесь наш транспорт лучше. Ехать дальше надо по более наезжанной дороге и не сворачивать на более плохие по качеству покрытия направления. Встретили бегающих от лесовоза лошадей. На одном участке идет сначала резкий подъем, а позже спуск, внизу слева есть полянки. Вот от них можно спустится нескольким каскадам Аюкских водопадов и Малой Фанагорийской пещере. Но мы поехали дальше, тк уже вечерело. А дальше начинается чудесное месиво, в прямом смысле по колено в грязи)

но мы проехали все. Выехали к лесорубам. От них еще метров 800 до полянки, что слева от дороги. А где-то посередине ответвляется волок направо-вверх-идет на гору Щетка. Также оказывается есть обходная тропа по верху, чуть поднявшись по волоку она видна.

На поляне устроили ужин, а в ручье ниже купание себя и велов.

Набравшись сил и взяв фонари пошли через ручей по тропе наверх к пещере. и прошли ее по низу до конца. Почему говорю по низу, потому как на верхах тоже проглядываются ходы и лазы. Возвращаясь назад, я сказал, что не интересно когда пещера без летучих мышей и в следующем же расширении заметил, что что-то порхает. Батмауз)

Пещера конечно в плачевном состоянии все наросты сколоты и особо смотреть не на что. Понимаю спеликов, которые скрывают координаты еще не популярных пещер. Вернулись на поляну, легли спать-будильник на 6)

3 августа 2008

Утро. Холодно. Не хотелось вылезать из спальника, а тем более надевать мокрые носки и кроссы. Позавтракав, докатились до волока и поперли по нему наверх. Волок, то разветвлялся, то переходил в заросший деревьями, то опять появлялся, но мы придерживаясь азимута на север выползли на вершинные поляны, которые заросли высоченной травой выше человеческого роста.

Здесь мы нашли и ежевику

подкрепившись лесной ягодой стали искать дорогу вниз. Нашли одну в направлении на восток и то она была землянная, а гравийку не видно.
Да здравствует лесной DH! С этими словами мы начали спуск по вновь найденному волоку на северо-восток. Надо сказать, что леса там чудесные, деревца стройные один к одному:дуб, бук, граб, каштан. Силы придает будь здоров) Накатались мы по этим лесным дорогам вдоволь. Они нас водили по верхам хребта, то чуть спускаясь, то опять набирая высоту и все время меняя направление.
наткнулись на полянку с такой будкой... и дальше

Я уже стал думать, что они закольцованы и мы тут будем неделю ездить) При очередном витке и подъему дороги я предложил спускаться по азимуту на север через лес и может выйдем на дорогу ведущую к трассе (не делайте так, когда вы с велом - потом будет тяжело поднимать его обратно через лес). Как вы поняли внизу оказался обрыв со скалами и пришлось валить обратно вверх на юг. Видно из-за того, что при спуске мы немного отклонились, то поднялись на другую дорогу, которая шла в нужном направлении и что самое главное вниз. По ней выехали к Тамбовской щели, недалеко от Каверзинских водопадов и университетской пещеры. Мы к ним и планировали выехать. Но к сожалению напарник спешил в Ростов и мы не пошли вверх по щели к водопадам, хотя были очень близко к ним, а поехали вниз по дороги вдоль реки.

Дорога перешла в гравийку и стали попадаться полянки с палатками и машинами. Выехали на трассу близ села Хребтовое и двинули в Горячий Ключ. Были на жд вокзале в 14.00. Зайцами (на плацк билетов не было) сели в киевский поезд и в 21.00 высадились в Первомайке.
Район и город очень понравились. Для вело покатух идеальное место, есть еще планы и примерные маршруты в этом районе на ближайшее будущее. Обязательно постараюсь еще туда выехать на выходные.
Как позднее узнал гора Щетка (776 м) - наивысшая точка горячеключского района, вот так -даже велопоход с восхождением получился)

(С) CET-Club, наблюдатель

Уважаемые члены клуба и участники походов CET-Club, присылайте свои отчеты на мыло и мы с удовольствием почитаем, разместим их на нашем сайте и вместе обсудим и еще раз вспомним все хорошее, что происходило с нами