ОТЧЕТЫ

Поход по маршруту: платформа "Чайка" - слияние рек Псекупс-Псиф - г. Псиф (874) - г. Фаше - ур. Иванкова поляна - д. р. Шенемок - д. р. Фоштам - д. р. Хошепс - д. р. Понежина - д. р. Небуг - пос. Небуг, 7-9.03.2009

Состав группы:
roma447, skat, Homster, Enot, Kelivan, наблюдатель

6.03.2009

Я очень надеялся, что нас, выезжающих в Туапсе, наберется 13 человек) Но на вокзале стало понятно, что всего просто дюжина без приставки, т е поровну в двух группах по 6 человек. Расселись по местам в вагонах, перекусили и пошли в гости в соседний вагон.
Белый зачитал нам марш про Кошачью пещеру, немного посидев вместе, разбрелись по местам отдыхать. Потому как на маршруте может такой возможности и не представиться)

7.03.2009

В 5 утра прибыли в Туапсе. Посмотрев на время нашей электрички, мы решили проводить вторую группу на автовокзал. Затем пошли встречать рассвет на набережной.

Там галдели и свистели местные джигиты, они что-то праздновали и были удивительно культурны.
По дороге на вокзал у магазина местные назвали нас поломниками. Возможно в этом есть доля истины.
Электричка в 7.46 отправилась и на платформе "Чайка" мы выгрузились около 9.00.

Удивленные дачники интересовались целью нашего визита и наверно скрыто душевным равновесием. И не были разочарованы, услышав в ответ, что мы приехали сажать грибы в их края с полными рюкзаками саженцев)
Путь пролегал через дачи и маленький бродик через р. Каштановую. Хочу заметить, что сразу почуствовался более теплый климат, в отличие от нашего. Из леса шли теплые испарения. Все сразу сняли куртки, было очень тепло.
Далее до брода через реку Псекупс начался подъем по хребтам, которые изрезаны лесовозными дорогами, порой грязеутопательными.
На одном из отрогов немного сбились и потеряли высоту. Зато я увидел косулю.

Обратно выбирались наверх на звук бензопилы и падающих деревьев - это злодеи лесорубы "обновляют" природу. Пройдя мимо них и набрав высоту, на холме встречаем охотников, человек 7 с собакой - бедные зверушки. Проходим с ними до ближайшего волока, идущего вниз, расстаемся и спускаемся к р. Псекупс.
Река очень полноводная и бурная. После пары попыток слышим шум машины. Скорее всего это лесорубы. Енот вызывается пойти попросить их переправить нас. Через несколько минут машина типа Краз или Урал едет на нас по реке.Переправляет нас за место впадения реки Псиф в Псекупс. Надо отдать должное человеческим качествам лесоруба - от денег он отказался.
За рекой находим полянку у ручья и обедаем.
После небольшого отдыха, продолжаем движение вдоль реки Псиф по дороге и когда последний волок начинает забирать направо вверх от крутого берега, начинаем по нему подъем на Псиф.
Используем лесовозные дороги, а иногда просто ломим в приблизительном направлении вершины по отрогам и вылазим к дороге, ведущей резко вверх. Вот по ней и выходим почти до гребня, хорошо набрав высоту. Выше 600 метров начинантся снег, потшму как идем мы по северной стопоне и здесь он таит медленее. Вылазим на гребень Псифа.

Он очень острый и с юга без снега. По гребню предстоит набрать еще высоту и выйти на вершину, где стоит тригопункт.

На гребне очень сильный ветер. Хорошо, что он южный и может сдуть в сторону северного склона, где полно кустарника, который может задержать.

А вот южный склон полностью лысый и более крутой. С вершины Псифа спускаемся по перемычке к Фаше и обходим эту горку с юга по тропе до следующей перемычки. Надеемся быстро найти тут дольмены, вроде по описаниям. Уже темно, а мы ничего не нашли и ставим лагерь. Ветер сильный. Залазим по палаткам и готовим еду в них. Едим и укладываемся.

8.03.2009

Сильный ветер и дождь - вот что ассоциируется с началом "Женского дня". Проснулись мы по будильнику в 6 утра. Дождь моросит по палатке. Я вышел наружу и сходил набрать снега в наш котелок и кружку соседей. Расстолкал всех в палатке и начали кипятить снег. Позавтракав, я и Енот пошли вокруг Фаше искать дольмены. Обошли по краю склонов по всей окружности, осматривая во все стороны, но ничего не заметили.
Вернулись в лагерь. Выглянуло солнце, стало теплее. Перекусив и подумав над картой, я решил еще раз проверить место положение дольменов. Все стали собираться. Я, ка всегда, собрав рюкзак первым пошел на поиски. Ко мне присоединился skat. Выбрались на вершинные поляны и стали спускаться примерно на запад к истокам р. Грязная, где они и показаны на карте. Взяли с собой по полторашки для воды. К какому-то ручью мы спустились, возможно это и было начало Грязной. Рядом проглядовалась тропа, уходившая вдоль ручья. Полазив вокруг, мы разделились и исследовали близлежащую территория, но опять ничего. Пол дня потратили на поиски дольменов на р. Грязная. Поднялись обратно в лагерь.
Нашелся только такой экземпляр)

Все уже собрались. Чуть отдохнув, двинулись в путь на поиски перемычки между Фаше и ГВХ (главным водораздельным хребтом).
Сперва немного увлеклись и промахнулись немного левее. Поняв это стали выбираться и обходить овраги. Перемычку было видно.
С перемычки по зарослям поднялись выше и увидели маркированную дорогу красными полосками, пройдя по ней есть синяя стрелка на дереве, указывающая путь направо вниз. Мимо этого дерева мы сделали небольшой кружок, но все же вернулись к нему. Вниз идет тропа и опять перемычка. Отсюда уже по тропе вылазим на ГВХ.
Далее тропа довольно явная педет по хребту с небольшими перепадами.
Обходим скальные выходы справа, находящиеся над нами вверху и вылазим на хребет где тропа разветвляется.

Дождь переодически моросит и иногда льет. На хребте сильный ветер. Хочется пить. Снег на северных склонах присутствует. Вот выглянуло солнышко и мы бежим на гребень хребта фотографироваться.

Проблема воды решается быстро. В дереве есть есстесвенная впадина, где собирается вода. Получается такой деревяный стакан, из которого с помощью кружки мы набираем 2 полторашки. С хребта налево тропа идет в сторону Агоя, направо к Кульмакубу.
Поворачиваем направо и через 10 минут выходим на Иванкову поляну. Здесь много цветов.

Выходим на дорогу, по которой идем по хребту вниз на запад.
Через небольшой отрезок дорога сворачивает вниз влево, прямо к р. Шенемок, а тропа продолжает идти по хребту к Кульмакубу.
Нам и надо спускаться с Иванковой поляны по дороге к р. Шенемок, тем более что по дороге спуск будет плавнее.

Пробегаем по дороге вниз и выходим к поляне близ каскадных вдп. Здесь перекусываем, смотрим на вдп сверху и продолжаем движение. Уже скоро стемнеет, а прошли мы за сегодня маловато, поэтому рано ставить лагерь.
Дорога, спустившись к реке, начинает петлять по ней и мы, следуя ей, переходим с берега на берег, иногда используя деревья. Темнеет, последний брод за сегодня вызывает замешательство, тогда решаем выбраться чуть повыше и поставить лагерь.

Ставим палатки, готовим еду на воздухе и опять начинается дождь. Такая погода начинает надоедать, поэтому я достаю варган и играю заклинательные песни от дождя.

9.03.2009

Утром уже автоматом встаем в 6. Поев и собравшись, возвращаемся к вчерашнему броду. И босиком форсируем его. Тут обнаруживаем, что это как раз нужное нам место, где сливаются реки Шенемок и Фоштам. Начинаем подъем по реке Фоштам,

иногда используя дороги идущие вдоль. Дойдя до разветвления р. Фоштам поднимаемся на водораздельный хребет между р. Небуг и Фоштам.
Надо было начинать подъем раньше, где идет в нужном направлении лесовозная дорога. Вылезли на хребет, по пути встретили полянку с чайником и озерцо.

На хребте разделяемся и идем искать дольмены в разные стороны.
Я бегу по хребту на восток и нахожу группу разрушенных дольменов примерно через 700м. Только один из них более менее целый (без задней стенки и со сдвинутой крышей).

Возвращаюсь к лагерю и узнаю, что почти рядом нашли еще дольмен.

Рядом с лагерем есть еще одно озерцо.

Рядом присутствуют представители внеземной цивилизации)

Пытаемся связаться по рации с другой группой, но никаких ответов. Спускаемся на запад, частично с помощью дороги в направлении сев-запад к р. Хошепс. Проходим первое слияние притока этой реки. Ниже двухкаскадный вдп,

обходится справа по дороге.
Ниже по реке начинается маркированная тропа и ведет по каньону реки до слияния с р. Азгуч. В середине каньона еще водопад. Чтобы добраться к нему мне пришлось сорваться со стенки 2 метра в ваночку, а потом перебежать на противоположную сторону)

В конце каньона еще 2 больших вдп.

На поляне в конце каньона стоит холодильник.

Далее до слияния с р. Небуг река носит название Понежина, но не оправдывает его. Много бродов.

На одном из притоков обнаруживаю еще вдп:

По долине реки на этом участке идет ЛЭП. В районе слияния имеется сад

и далее надо держаться правой стороны реки, где есть тропа даже на крутых берегах.
По пути встречается болото с прикольным цветом:

И какая то конструкция:

Еще воронка:

Мы с Енотом преодолеваем все это и броды выше колен в ботинках для нас не фантастика.

Остальные отстают и двигаются медленно. Выйдя по долине на место, где стоит трансформаторная будка и уже видны огни поселка Небуг, решаем ждать наших и связываемся по телефону с Белым.
Просим, чтобы он передал нашим отстающим держаться правого берега реки, где есть тропа. И тут слышим звуки какого-то трактора, который едет сверху по реке и сильно шумит.
Начинаем маяковать ему фонариком. Он подъезжает к нам. Это оказывается хламный советский джип. На наш вопрос, "Не видели вы наших ребят на реке?". Наши вываливаются из джипа и недовольны, что мы их остановили и теперь прийдется в поселок идти пешком.
Входим в поселок. Некоторые неадекватно реагируют на трехдневное расставание с цивилизацией и пытаются зайти и что-нибудь купить в каждом магазине.
Проходим мимо ледового катка, пиццерии. Уже имеем постоянную связь по рации с Белым. Они ждут нас в кафе у Дельфинария на трассе.

Встречаемся с ними через некоторое время. Тут же подъезжает наша Газель. Все в порядке. До контрольного время возвращения еще пара часов.
Так что мы неспеша заказываем себе поесть и выпить, обмениваемся впечатлениями и историями о прошедших насыщенных днях. А потом едем домой.
Итого за три дня мы протопали около 70 км.

(С) CET-Club, наблюдатель

Уважаемые члены клуба и участники походов CET-Club, присылайте свои отчеты на мыло и мы с удовольствием почитаем, разместим их на нашем сайте и вместе обсудим и еще раз вспомним все хорошее, что происходило с нами