ОТЧЕТЫ

ПВД по маршруту: ст. Новосвободная - ур. Клады - ур. Богатырская поляна - оз. Сазь (радиально) - ст. Севастопольская. Посещение Свято-Михайловского пещерного монастыря в п. Победа, 20-21.03.2010

Hosted by uCoz

Участники:
Тэлька, HOMSTER, Ratamahata, Bonsai, Enot, John, Emile, Илья-Казак, dim, Максим-Ищущий, наблюдатель

20.03.2010

Не доезжая пару километров до станицы Новосвободной (ранее Царской), автомобиль "Газель" высадил нашу группу в 4 утра на просторах горной Адыгеи.
Некоторые участники, еще не вкусившие всей прелести ночных передвижений, наивно полагали, что будем дожидаться рассвета. Но когда авто уехало, и стало прохладно без движения, мы выдвинулись в прерии.
Сперва шли по дороге через промерзшее поле. Внизу светились огоньки станицы. Оставалось немного пройти напрямик, чтобы выйти к основной дороге на полянах и для этого пришлось пересечь участок лесного массива. Преодолев пару оврагов в леске, вышли опять на поля и по ним уже нашли нужную дорогу.
Поверхность была примерзшей, но в некоторых местах дороги скопилось много воды и под тонкой коркой льда было мокро и грязно.
Появилось рассветное зарево за горами. В темноте приняли далекие горы за ближние курганы и направились к ним. Но подойдя ближе стало понятно, что это световой обман.
Вернулись к дороге и уже к рассвету поднялись на курган, скорее всего Каменистый. Наверху в земле различался каменный саркофаг, входом направленный практически на восток. Чуть дальше стоял триангуляр. Внизу паслись кони.
Открывались красивые виды на снежные вершины Лаго-Наки и Красной Поляны.
Здесь приняли мы первый завтрак)
Пройдя метров 300 по дороге дальше на север, подошли к развилке. Решили налегке сходить по дороге на восток к р. Фарс и по полянам поискать курганы.
Вербы уже вовсю распустили почки. Небо было светло-синим без единного облака. Виды вокруг радовали глаз.
Когда дорога начинает спускаться направо в сторону Новосвободной, слева от нее в леске находятся многочисленные курганы. Большая часть их раскопана. Предположил что это и есть урочище Клады. В одном из курганов на дне обнаружили гробницу в виде дольмена, она была зарыта под толщей земли и хранила в себе какие-то предметы древности.
Возможно это курган Серебрянный.
Побродив по курганам, больше ничего интересного не нашли и вернулись обратно к развилке дорог.
Впереди нас ждала уже легендарная Богатырка. Полянная местность закончилась и началась лесная. Здесь влага просыхает медленнее и дороги очень грязные. Пришлось обходить их сбоку по неглубокому снегу.
Спустились к р. Богатырка. Этот ручеек был мутным и вялым. Зато по берегам обильно росла черемша. Пособирали малость для дальнейшего использавания в пищу.
На речке был второй завтрак)

John: "Одно из первых ощущений весны. Рано утром, когда только начинает светлеть, входишь в лес, а под ногами впереди идущих хрустит снег, сухие ветки и зелёные стебли дикого чеснока - черемши. Этот резкий, но приятный запах везде, он заполняет своим объёмом всё пространство вокруг, и становится совершенно неотделимой для весеннего леса Адыгеи вещью. Жуёшь стебель, доходишь до разделения двух склонов небольшой речкой: на северном склоне лежит снег, весь южный - зелёный от дикого чеснока и первоцвета. Символами природу наделяет человек, хотя она просто такая какая есть. Миллионы лет."

От речки поднимались по старому, местами заваленному, волоку. Выше вышли к дороге. Пройдя по которой до самих полян, сократили напрямик к основной хребтовой дороге на Богатырской поляне.
Здесь уже издалека увидели несколько плиточных строений, стоящих вдоль дороги.
Это восточная часть хребта Богатырки, здесь расположена основная масса дольменных построек. Они располагаются вдоль гребневой дороги ровными рядами и на южных полянных склонах.
Основная масса памятников разрушена, но встречаются и почти целые. Некоторые исследователи погружались в сон, остальные же напротив приобрели бодрость и веселость.
По поляне бегал табун лошадок.
Пройдя до конца поляны на восток, посмотрели почти все постройки и остатки. Вернулись в лагерь.

John: "Дольменов Богатырской поляны многие десятки, они выстроены в виде аллеи вдоль всего восточного склона и раскиданы по всему спуску с него в радиусе нескольких квадратных километров. Шизотерические голоса, твердящие про "необычное" происхождение мегалитов, к ним ИМХО не приглядывались, а изначально следовали своему больному самовнушению. Вопросов у археологии больше, чем ответов, но уже найдены захоронения строителей, их орудия труда, камнетёрки, плиты со следами неудачной обработки и т.д. А сколько ещё находок сокрыто в земле, если каждый год открываются новые дольмены и до сих пор нет полной паспортной карты дольменов Кавказа! На Богатырской поляне большинство строений разрушено деревьями, людьми, оползнями, но сам факт их присутствия наполняет этот склон своеобразным колоритом. Здесь были древние люди. Для них это место имело важное значение. Символизм. Март, уже сильно греет солнце, на одном из склонов лёг подремать, утонув в сухой траве. Уже начал сниться сон, но я решил пробудиться в полной уверенности, что прошло больше часа времени. На самом деле утекло минут пять от силы: ещё была видна спина замыкающего. Ощущение времени - штука условная."

Здесь был обед и отдых. Солнце поднялось высоко и становилось жарко.
Дальнейший путь лежал по хребту на запад. Богатырские поляны тянутся с востока на запад, разделяемые ложбинами с участками леса.
У истока реки Богатыркской есть остатки домика. Так вот если идти с востока к нему, то не дходя метров 500 слева от дороги на южной стороне поляны есть большой одиночный дольмен.
Мы пробежали это место и хоть погода была ясной ничего не видели. Так что смотрите и ищите)
За домиком в тени деревьев поставили лагерь и развели костер.
Отыскали пару источников воды, но все они были не очень хорошими-имели осадок и глинистый цвет.
Но для чая и готовки вполне подходила.
Вот так у костра на Богатырке и закончился этот длинный день.

21.03.2010

С утра пятеро самых бодрых пошли к озеру Сазь. Оно расположено в паре километров на северо-запад. Также нужно было проверить склоны и поляну на наличие одиночных дольменов. Дольменов мы не нашли.
Дорог в направлении озера много и добраться не проблема. Главное обходить овраги и не терять высоту.
Само озеро тоже находится в понижении, края которого в основном крутые и каменистые.
Спустились по зверинным следам в одной ложбинке.
Озеро заболочено, но не полностью. Его посещают звери. Видели как пара уток с громким звуком приземлялась на его водную гладь.
Нашли ручеек, впадающий в озеро. Расчистили и набрали 3 бутыли воды. Вылезли обратно наверх и почти тем же путем вернулись в лагерь.
Здесь приступили к приготовлению фирменного блюда этого похода весеннего салата" Богатырский" из черемши, яиц, зеленого горошка, огурца и майонеза. Позже были вариации с сосисками.
Обратная дорога в Севастопольскую ничего примечательного не несла, кроме полян черемши вдоль речки и видов дальних заснеженных гор. Еще встретился один разрушенный дольмен в деревьях.
Остальное было обнообразным. Особенно веселой была грязная дорога с большими лужами поперек, которые приходилось обходить по лесу.

John: "С детства чувствовал то, что впоследствии было проверено эмпирическим методом и приобрело более рафинированное выражение в словах. Что, вне зависимости от интерпретации сущности данного явления, природа при определённом настрое субъекта восприятия, влияет на него, как бы "проясняя" сознание человека. Особенно если это сопряжено с физическими нагрузками, преодолением страха смерти и других фобий (высоты, замкнутых пространств, одиночества и т.д.) и резким уходом от привычных городских раздражителей. Это практика вполне проверяемая опытным путём, в разных вариациях описанная в специальной литературе. В процессе нужно отстраниться от любых посторонних мыслей в голове, сомнений и жалости, желаний и ожиданий, любых других иллюзий. Постараться воспринимать окружающий мир (и себя в нём) таким какой он есть, а не таким каким мы хотим или вынуждены (когнитивным стилем) его видеть. Как бы раствориться в такой пустоте и некоторое время культивировать это состояние. Тогда удивительные вещи происходят даже с людьми рационального и экстравертного мировосприятия. Всё насущное и ранее слабо осознаваемое обретает вполне осязаемый рельеф и контраст."

Спустившись в Севастопольскую, сразу оказались на асфальте. И скоро уже встретили наш транспорт.
Помыв сапоги в реке, поехали в Свято-Михайловский пещерный монастырь в поселок Победа.
В Абадзехской затарились в магазине.
В монастыре нам провели экскурсию, рассказали об истории монастыря и провели в пещерные остатки монастыря. Ходов осталось очень мало. Основные направления взорвали после революции.
Пещерный монастырь называли шестым храмом, после пяти наземных. Хотя он появился здесь гораздо раньше остальных построек.
Пятый храм был на вершине г. Физиабго. Его тоже взорвали.
Леша записал экскурсию на диктофон и позже расшифровал запись:

Рассказ экскурсовода в Свято-Михайловском монастыре.


У картины с изображением монастыря в XIX веке Во второй половине XIX века, по завершении русско-кавказской войны, когда Кавказ стал частью нашей единой великой России, и основался монастырь в горах кавказских. Он полностью оправдал свое историческое предназначение: прежде всего как оплот мира, согласия, устранения произвола, разночинств, разногласий и приобщение горцев в нашу единую великорусскую семью. Как раз на месте одной из последних битв с горцами основался монастырь. И когда указом святейшего Синода 17 мая 1878 года было дано разрешение на этом горном плато основать монастырь, то дружно сразу закипела работа. И вот когда был построен самый первый храм той прежней обители, храм во имя архистратига Михаила (он здесь на литографии, а это, как раз где храм, возрожденная обитель, вон перед вами новый храм — храм возрожденной обители), с горных безлюдных высот раздался колокольный звон и местность огласилась благозвучным пением иноков-монахов. И тогда в этот строящийся монастырь пошли паломники, богомольцы, и обитель стала разрастаться братией, а среди братьев нашлось немало умельцев, искусстных ремесленников, опытных мастеров, особенно по строительной части — плотники, каменотесы, каменщики и т. д., и т. д. Тогда уже к 1902 году, то есть за 24 года, дикое, безлюдное, пустынное, затерянное среди гор Кавказских, место стало вот такой вот прекрасной обителью. Итак за 24 года этот монастырь разросся, благоукрасился, стал огромным архитектурным комплексом из 5 храмов и других многочисленных построек. Из 5 храмов той прежней исконной обители XIX века сохранился вот только храм [....начальной] Троицей. И милостью Божией, постепенно, в возрожденной обители строятся все прежние храмы. В настоящее время отстроен и уже освящен второй уже действующий храм во имя архистратига Михаила на месте самого первого храма. Завершены наружные строительные работы третьего храма (вот как раз игуменский корпус) — храма в честь Преподобного Александра, игумена обители неусыпающих. В 46-м году богоборцы взорвали и уничтожили самый главный красивейший храм — Успенский храм. И на основе взорванного, разобранного храма, когда на этом месте после войны основали детскую воспитательную колонию, построили школу в 47-м году. Даже колоны на здании школы, обратите внимание, взяты с того прежнего Успенского храма. А пятый храм украшал вершину горы Фавор. В те времена подъезд на вершину горы был совершенно невозможен.
Представьте, как в те времена монахи шли на гору, неся бревна, камни и все прочее. Из этого стройматериала, который они принесли на своих руках и плечах, и был построен Храм Преображения Господня на вершине горы, который вмещал до 600 богомольцев — ну я говорю, чтобы представили размеры того храма. Его в 47-м году богоборцы взорвали. В 2008 году монашеская братия совершила крестный ход. Они воздвигли крест на месте алтаря и молились, чтобы Господь сподобил, дал возможность, силы и средства снова отстроить храм на вершине горы, чтобы как в те времена золоченные купола с блеском освещали красоту гор Кавказских. И вот после этого через недели две было дано «добро». Сейчас готовится место, расчищается площадка для постройки храма Преображения Господня на вершине горы.
От строящегося Александровского храма, как в те времена, так и сейчас, братский килейный корпус.
Как в те времена, так и сейчас монахи живут в своих кельях уже возрожденной обители. А по левую сторону — здание паломнической гостиницы, где сейчас, в данный момент, приходят и приезжают паломники для молитвенных трудов и помочь посильным трудом возрождающейся обители. В те времена мирная иноческая жизнь и образцовое трудолюбие монахов Свято-Афонской Михайловской обители снискали самую искреннюю любовь и широчайшие симпатии не только всего разношерстного, разноплеменного Кавказа, но и далеко за его пределами. Ежедневно в трапезной монастыря готовили 300 ведер щей и выпекали 100 пудов хлеба. Представляете, какое количество человек было ежедневно всегда в монастыре и все они находили кров и пропитание, молитвенное утешение. Они располагались в странноприимных домах, один из которых сохранился, будет восстанавливаться, реставрироваться. Монастырь, обладая богатой, развитой экономикой, обеспечивал всем необходимым, что нужно было для жизни.
В 2008 году монастырь отметил 130-летие своего основания. К этому событию монахом Прокопием была издана книга об истории обители. Отец Прокопий берет и предысторию тоже, то есть он берет события с VI века по сегодняшний день. Эти места были обжиты еще за долго до русско-кавказской войны выходцами из Византии, когда они основывали пещерные монастыри, вырубленные в скалах под землей, когда спасались от иконоборческих репрессий, гонений, в истории Византии которые имели место где-то с VI по IX век. Особенно VIII-IX век пик репрессий достиг такого размаха, что поток сторонников иконопочитания, покидавших пределы империи и основывающих пещерные монастыри в Крыму и на Тамани, в горах Абхазии, Армении, Грузии и по Кавказу. И даже были паломники на Украине, кажется. В Белоруссии византийцы тоже основывали пещерные монастыри. Однако из истории мы помним, что в IX веке эти репрессии были прекращены царицей Феодорой в 842 году. Было восстановлено почитание святых православных икон. Но обжитые монастыри жили своей прежней жизнью дальше, пока какие-то исторические события не повлияли на ход развития этих монастырей. Вот в свое время и благодатная земля Адыгеи была оказалась притягательной для сторонников иконопочитания. И в этих местах когда-то с IX по XIV век и процветал тот самый византийский православный пещерный монастырь, остатки которого были восстановлены и расчищены монахами обители XIX века. Какая-то часть сохранилась и до ныне.

По дороге к пещерам.

- А на сколько я знаю, там еще пещера не полностью раскопана?
- Ну, конечно...
- А планируется вообще?..
- Вообще планируется, но только когда именно сложно сказать. Сейчас в монастыре надо завершить Александровский храм, храм на горе, восстановить часовню на горе Острахе, потом на месте Успенского храма планируется красивую деревянную церковь построить в центре монастыря. Поэтому... Восстановить гостиницу — странноприимный дом...
- То есть пещера в последнюю как бы очередь?...
- Может быть, может быть они между делом как-то и вклинятся, когда специалисты там приедут. Из Петербурга были...
- А топосъемку проводили?
- Я в тонкости не вникала. С ними отец Прокопий работал. Но он особо пока не дает информации почему-то.
- Ну они чертежи какие-нибудь делали?
- Ну они какие-то измерения делали...
- А здесь был странноприимный дом?
- Вот как я говорила, это один из странноприимных домов остался от той прежней обители. Здесь был огромнейший такой гостиничный комплекс. Толстостенное здание, старинная кладка из местного камня тесанной ручной работы — оно от той прежней обители XIX века. И планируется также снова восстановить странноприимный дом. Ну, сейчас приняты монастырские гостиницы для паломников.
Пятый храм украшал вершину горы Фавора, где сейчас стоит триангуляционная вышка, она в 85-м году поставлена в военных целях. Там вот крест на месте алтаря в 2008 году, когда монашеская братия совершала крестный ход, там расчищается площадка, где будут строить храм на вершине горы. А вот чуть как бы пониже вторая гора, вот как бы за тополями, - это гора Острах. Это название с той прежней обители. Они все Афонские, ведь этот монастырь основали выходцы со святой горы Афон из Греции, которая является центром и оплотом всего православного монашества, откуда вместе с ними пришла божья благодать на Кавказские горы. Острах означает Афон. На ней намечался строиться уже шестой храм, который был бы в обители храм во имя всех преподобных афонских, на святой горе Афонской просиявших. Но к сожалению революционные события не дали завершить начатое дело. А храм должен строится на основе храма византийской культуры. И вот там произведены раскопки, восстановлена и расчищена площадка, где стоял храм. Ну сразу видно, что это сооружение рук человеческих — храм имеет такую правильную крестообразную форму, размеры которого 13 на 19 метров, с полукруглой апсидой алтаря и сохранившемся баптистерием — это углубление, выложенное из камней, что представляет купель для совершения одного из семи таинств, это таинство крещения. И место такое особое, необычное - там скальные участки, скалистый городок, где участки каменоломен, в которых добывался как раз стройматериал, из которого строились монастырские постройки. Такое впечатление, будто бы сел на машину времени и углубился на несколько веков назад.
- А каменоломни сохранились там?
- Да, скальные участки идут там по склону горы.
- Ну имеется в виду поверхностные работы, камень добывали?
- Да, да...
- А само слово «Афон» оно что означает?
- Само слово «Афон»? Это греческое название. Название горы. Оплот православия, центр всего православного монашества. Сама гора покрыта сетью монастырей. На ней 20 православных монастырей. От одного из монастырей, Кутлумушского греческого, он на юго-востоке этой горы находится, из Успенской кельи вот и пришли монахи, основавшие этот монастырь.
- А что это за фундаменты?
- А, эти постройки? Вы из моего рассказа поняли, что эта обитель не миновала вот той трагической печальной участи, которая постигла тысячи божьих церквей, монастырей и храмов после революции по нашей многострадальной России. В 1928 году монастырь окончательно ликвидировали. И только через 70 лет печальных и славных страниц истории возродили обитель. В следующем году мы отмечаем 10 лет возрождения Свято-Афонской Михайловской обители. Датой рождения возрожденной обители считается 21 июля 2000 года. Это тогда, когда мы летом отмечаем Казанскую икону Божьей матери. А возрождению обители предшествовала турбаза «Романтика». Я не знаю, слышали вы или нет, когда в 70-80-90-е годы здесь были всесоюзные маршруты. Один пешеходный от Лаго-Нак через тот перевал через горы на Черное море 828-й был тогда всесоюзный маршрут - 5 дней на шестой на Черном море конечный пункт курорт Адлер. Затем еще второй 320-й всесоюзный конный маршрут — 10-дневный круиз по горам Кавказским — Гурмай, Тхач, Дах на конях, на лошадях. И вот на этом месте по обе стороны, по правую и по левую, стояли такие летние сосновые уютные красивые домики, где жили летом туристы. Когда турбазы, маршрутов не стало, эти домики разобрали на стройматериалы, потому что местные хулиганы их начали просто-напросто жечь. И это остатки фундаментов тех прежних сосновых деревянных домиков, которые были при турбазе.

У входа в подземный монастырь.

У меня в руках та самая книга отца Прокопия, где он рассказывает. Эта книга издана в 2008 году.
Посвящена 130-летию основания Свято-Афонской Михайловской обители. Вот это великий князь Михаил Николаевич Романов, наместник царя на Кавказе. Наш монастырь назван Михайловским почему? Святой архистратиг Михаил является защитником и покровителем нашей обители, начальник над всеми архангелами и ангелами, небесными силами бесплотными. Это имя носил вот великий князь Михаил Николаевич Романов. 20 лет он исполнял должность наместника на Кавказе. В этот период, период его наместничества закончилась русско-кавказская война, здесь окончательно был водворен мир и Кавказ окончательно вошел в состав России. Вот он стал инициатором как высшее государственное должностное лицо основания и почетным ктитором Свято-Афонской Михайловской обители. Вот благодаря ему, как государственному лицу, основался монастырь, процвел, возродился и процветает ныне. Вот за него на всех божественных службах наша монастырская братия молится за его императорское высочество великого князя Михаила Николаевича Романова младшего брата царя Александра II и сына императора Николая I. В этих местах процветал тот самый византийский православный пещерный монастырь. И кстати, в книге о Свято-Афонской Михайловской обители, изданной в 1902 году, это пик расцвета обители. Кстати к этому времени, к началу XX века, эта обитель она с честью вошла в сонм всех лучших обителей России. Так вот, по завершении русско-кавказской войны, как сказано в этой книге, в Грецию на святую гору Афон доходили слухи об обнаруженных в горах Кавказа православных божьих храмах и пещерных византийских монастырях, история которых уходит в глубочайшую древность. Эти факты на столько заинтересовали отца Мартирия - это основатель этого монастыря. Всей душой и сердцем отец Мартирий почему-то стремился на Кавказ. Ну далее из истории мы знаем, приехав сюда на Кавказ, получив архипасторское благословение, он основывает этот монастырь. И вот как под руководством отца Мартирия настолько организованно, и слаженно, и дружно пошла работа. Видя эти результаты Святейший Синод буквально уже через 5 лет воздвигает отца Мартирия в духовный сан архимандрита. Приехал он простым священником в сане иеромонаха. И этот духовный сан уж по тем временам за реально стоящие действительные заслуги. В те времена, когда здесь процветал монастырь, они талантливо соединяли карстовые пустоты естественного происхождения с искусственно вырытыми в известняке подземными ходами. В этих пещерных монастырях были свои храмы, церкви, часовни, хранилища, мастерские, места для проживания и т. д., и т. д. И вот в 30-е годы XIII века, когда эта местность оказалась завоевана монголами и кочевниками, православный монастырь, оказавшись во враждебной изолированной среде, исторически постепенно обезлюдел и к началу XIV века он прекратил свое существование. И вот, когда в горах Кавказских была основана эта обитель, монахи раскопали и восстановили остатки тех византийских пещерных монастырей. Как я сказала, 5 храмов были на земле и еще один храм располагался здесь под землей. Здесь был подземный храм, часовня, в честь преподобного Симеона Нового Богослова — когда храм освящали, как раз был день памяти этого святого — 25 марта по новому стилю, день памяти Симеона Нового Богослова. По дошедшим народным преданиям и легендам в том византийском еще пещерном монастыре были свои угодники, подвижники божьи, многие из которых до сих пор лежат непотревоженные неподалеку, может здесь в соседнем горном хребте, может в тех расщелинах и скалах, заложенных камнями, покрытыми мхом лет и вековыми деревьями. Об этом гласит дошедшее народное предание, и этим заканчивает вторую главу отец Прокопий — период византийских пещерных монастырей он почему-то назвал «легендарным периодом» обители. Вот такие исторические связующие нити того далекого прошлого, исконной и уже возрожденной обители, куда сейчас мы с вами зайдем внутрь.
Как я сказала, в бытность той обители здесь была церковь подземная. Там самый настоящий внутри подземный храм, где были божественные службы, литургии. Кстати, вот очень хорошая статья об этой пещерной церкви есть в газете «Православный вестник» №5 за 2001 год. Здесь всех прихожан, которые шли в эту церковь на службу под землей, встречал пещерный монах у входа. Он был необычного вида, косматый, с длиннющей бородой, в ветхой монашеской рясе и почему-то босой в любое время года. И вот вспоминают: «Подходишь к нему за благословением, а от него какая-то необычная теплота исходит, и глаза такую необыкновенную доброту излучают». Как говорится, дух святости был на нем, он обладал даром прозорливости и исцеления. Больные и немощные, особенно дети, приходя сюда, получали от него благодатную помощь и поддержку. Здесь были случаи: сделали снимок, и на снимке в отдалении запечатлевается такая монашеская тень. Как священники поясняют, возможно его душа витает там, где делала благие деяния. Благословясь, и мы войдем в подземный храм. Сейчас я вам раздам свечи, но их вы зажжете от свечи, которая будет гореть на камне. Он обнаружен там в предалтарной части. Он с виду похож на обычные такие камни, которые в нашей местности в изобилии повсюду. Но на этом камне как-то был высечен крест Голгофа. Паломники со священником, приходя сюда на службу, они иногда в таком изобилии ставят свечи, что от растаявшего воска уже не все разглядишь. Этот крест еще называют схимнический — он вышивается на облачении монахов-схимников. Любой инок, ставший на путь служения богу, проходит ступени духовной иерархии: иночество, малая, великая схимы. В высшей степени — это полнейший аскетизм, но это уже удел особо избранных. О таких говорят, что это люди не от мира сего. Они уходили в уединенные, пустынные места и там в ущельях, пещерах, горах, скалах, пустынях проводили свою жизнь в посте, молитве и воздержании, совершенствуясь в молитвенных трудах и духовных подвигах. Я покажу вам келью сохранившуюся. Нечто подобное — молитвенные труды и духовные подвиги — несли и здесь монахи в этих пещерных условиях. Там сохранилась келья, то есть комнатка, выдолбленная внутри скалы — место подвижничества пещерного схимника. И то, что они избрали путь служения богу в таких сложных условиях здесь в пещерах под землей, говорит об одной из ступеней духовного совершенства.

Внутри пещеры.

- Скажите, а вход один здесь?
- Нет, здесь три входа. Вот он третий, он подальше, но там несколько метров, там залито водой — по склону там низина. Поэтому мы через боковой средний сейчас пройдем ход. Заходите сюда в храм. В этих нишах иконы были, свечи. Проходя по подземным ходам, мы с вами зашли в подземный храм, часовню подземного монастыря 3-го яруса — они по уровням, по ярусам шли в зависимости от того, на какой глубине находились эти пещерные церкви. 3-й ярус - это те монастыри, которые шли от 50 метров и далее вглубь. Спускаясь сюда, вы почувствовали, на какую приличную глубину спустились. Соответствующая глубина под землей с горными породами, слагающими эту пещеру, при соответствующей влажности... Здесь перепад температур такой — зимой холодно, морозно, сюда заходишь, здесь как-то тепло и уютно, даже выходить не хочется; и наоборот, когда летом жара, зной, здесь свежо и прохладно. Сам храм идет такой своеобразной округлой формы. Вы знаете, здание церквей и храмов завершается куполами. Купол — это символ неба. Небесный свод — престол Божий, земля — подножие престола Божьего. Вот так и здесь, в этой подземной церкви есть рукотворный купол, подобие небесного свода. А купола завершались маковками. Если посмотреть, они нам напоминают пламя свечи, символизируя тем самым наше молитвенное горение к богу. А необычный красивый внешний вид куполу придают такие скалистые пласты самых разнообразных оттенков и раскраски. Наслаиваясь, они создают впечатление наслоений времен и столетий в купе соединяя временное человеческое с вечным божественным творением. И когда в этой церкви были божественные службы и литургии, конечно, в этом храме было очень много церковной утвари: и старинных икон, и икон афонского письма (это те иконы, которые были присланы из Греции от тех монастырей в дар благословения нашей обители на Кавказе), и другая церковная утварь. Везде в подсвечниках горели свечи, лампады, а в этой части храма располагался алтарь. Алтарь — это самое главное святое место в храме. И как правило, православные храмы строятся алтарем на восток. Как видите, алтарь в восточном направлении. Традиционно в православии это символ того, что Господь Иисус Христос для нас истинное солнце правды, от которого сияет вечный божественный свет. И вот в те времена на этом месте как бы тень креста отпечаталась. В бытность той обители здесь была чудотворная икона Пресвятой Богородицы, особая святыня на этом месте находилась. Монахи с таким благоговением относились к этой святыне, и вокруг нее горело такое множество свечей, а какое зрелище необычное было, глаз невозможно было оторвать.
В 1928 году здесь были съемки фильма на атеистическую тему под названием Иуда. Этот фильм снимали в тот самый год, когда после революции монастырь был окончательно ликвидирован. И в том произволе, хаосе, неразберихе вся церковная утварь, которая была в этом храме, после съемок фильма исчезла бесследно. И тогда в архиве монастыря был оригинал карты-схемы разветвленных подземных ходов с подробнейшими описаниями. Вы уже видели на литографии, какой огромный был монастырь, с какими огромными постройками. Все здания, постройки, храмы были соединены сетью таких подземных ходов, по которым мы сейчас шли. Даже в одной из книг монастыря читаем: «Монахи, во избежании какого-то искушения, могли не поднимаясь наверх, а по подземному ходу проходить из одного храма в другой на любую службу». А дальше от монастырского плато в двенадцати различных направлениях шли подземные ходы протяженностью от 5 до 10 километров. Они соединяли близлежащие окрестные станицы. Допустим, Севастопольскую — напрямую 7 километров. Оттуда был мужчина, он вспоминал своего прадеда, который рассказывал про подземные ходы. Новосвободная, она в те времена называлась Царской, в честь пребывания царя Александра II, царя-освободителя, где велись переговоры мирные. Там был когда-то памятник в старину, после революции его разрушили. В настоящее время есть остатки часовенки в память о пребывании царя Александра II. Самый длинный ход выходил в район станицы Даховской, его длина составляла где-то километров 17. И наиболее впечатлил случай, когда сюда пришли в 2007 году три молодые женщина, они из Даховской. Они были очень впечатленны увиденными подземными ходами. Их память была полна впечатлений от рассказов их прапрабабушки. Она у них 104 года прожила, в 2002 году, вспоминая молодость, она рассказывала про эти подземные ходы и лабиринты, как из Даховской по этим ходам они в церковь сюда приходили.
И вот в 46-м году, когда взрывали храм, конечно, от взрывов и многие ходы засыпало. А в 47 году здесь основали детскую воспитательную колонию. Она до 71-го года была здесь, ее перевели в станицу Переяславскую в Брюховецком районе на Кубани. Она кстати там до сих пор и находится. Оттуда были люди недавно, говорили дети убегают, не сюда ли они снова возвращаются, в свои прежние места? И вот, дети тут свободно ходили, хотя была идеальная дисциплина и порядок. Дети есть дети, они, проходя по расщелинам, ухитрялись гулять по этим подземным лабиринтам и уходить так далеко, что сами запутывались, и тогда оказывались заложниками подземного царства. Вызывали специальные бригады разыскивать детей по этим подземным ходам и лабиринтам. Во избежании трагических последствий тогда колонии дали строжайший приказ: эти ходы капитально усечь. И в настоящее время общая протяженность всех ходов составит ну не больше 500 метров с тремя оставшимися входами. И один из ходов сейчас проведет нас в келью пещерного монаха. Увидите место подвижничества для молитвенных трудов. Слева вначале миниалтарь — это угол для особых коленопреклоненных молитв, а рядом сама келья — комнатка внутри. Она состоит как бы из двух частей: деревянная досточка — своеобразная лежанка, на которой монах немного отдыхал после молитвенных трудов рядом с молильной комнаткой. Она внутри скалы изолированна. Они изредка выходили на свет божий туда в лес, к роднику за водичкой. Там слева, выходя, этот ход виден, но по нему мы не пройдем — он засыпан, там только несколько метров по-пластунски до переходничка куполообразного. И вот вниз по этому ходу спускались туда вниз к роднику, который бьет там под скалой. Как милостыню к роднику и хлебушек приносили. Вот кусочек хлебушка и кружечка водички — вот и вся скудная пища пещерного монаха. Конечно, кто из вас читает духовную литературу, то, что касается жизни святых, в каких невероятных трудных условиях, тяготах и лишениях проходила их жизнь. И вот те испытания, которые терпели монахи, жившие в этой кельи в молитвенных трудах и подвигах, нам, обычным людям, вряд ли выдержать. Сила святых не от мира сего, через них действовала уже благодать духа святого , подкрепляя их на такие труды и подвиги. И вот место, где мы находимся, это все-таки храм божий, намоленный старцами-монахами.
Благодать, присущая святым намоленным местам, не покинула этих мест. Многие это ощущают и внутренним состоянием души. А поскольку здесь дано добро и разрешение фотографировать, были случаи, сделав фотографии, на снимках запечатлевается что-то необычное, но не всегда.
Но все-таки были случаи. Чаще всего на снимках запечатлевается благодатный огонь крестного знамения — это когда весь снимок пронизывают такие ярко-желто-оранжевые полосы, напоминающие блики молний. Как-то летом паломники из станицы Ладожской со своим священником приезжали. На фотоаппарате у священника очень хорошо запечатлелся благодатный огонь крестного знамения. Причем он пояснил, не от сияния свечей, даже при полнейшей темноте может такой эффект появится. Как-то одна паломница-чтица сюда приезжала. И последняя ее поездка наполнилась восторгом: у нее на снимке у стены запечатлелась тень монаха в монашеской рясе.
Потом появляются на снимках такие белые легкие воздушные облака. У одного паломника над куполом это облако приняло вид летящего ангела. Еще были случаи, на снимке запечатлевались такой правильной геометрической формы синеватый светящийся шар. И когда шар укрупняешь полным планом, там внутри шара как бы одна и та же иконка — Богоматерь.
Кстати, у меня была группа паломников из Ростова. И женщина купила 10 новых свечей в храме, ну, видимо, домой хотела увезти. И она попросила нас выйти, она хотела помолится. Я не могу описать, у нее свечи, все 10 свечей, сами загорелись. Она была полна какого-то страха. И когда она выскочила из кельи, свечи уже дотлевали."

Перед вершиной находится святой источник, где мы поставили свечи и набрали воды. Потом поднялись на вершину. Там находится крест, который недавно занесли церковные люди и вышка связи.
Рядом с крестом огорожена площадка, на которой хотят восстановить храм. Это будет красиво выглядеть-храм на вершине.
Вот так мы и провели выходные в Солнечной Адыгее.

(С) CET-Club, наблюдатель

Уважаемые члены клуба и участники походов CET-Club, присылайте свои отчеты на мыло и мы с удовольствием почитаем, разместим их на нашем сайте и вместе обсудим и еще раз вспомним все хорошее, что происходило с нами