ОТЧЕТЫ

Пешеходный поход по маршруту: Гузерипль - р. Жолобная - Партизанка - Оштен - ур. Лага - Наки - пер. Азишский - турбазы - Белореченская, июль 2007

Состав группы: Дьявол, Слон, наблюдатель

Что же это за райское кладбище, извините пастбище? Если двигаться от Гузерипля на юго-восток, то попадешь на пастбище Абаго, где находится домик Котова и откуда выходят считалы на склоны гор Тыбга, Джемарук и др для подсчета голов крупных копытных и рогатых.
Вот туда то мы и стремились. Увидеть и почувствовать всю прелесть дикой природы в свободных движениях мирно пасущихся тучных стадов серн, диких коз и прочих горных оленей. Но знатоки знают, что это место закрыто от простых туристов и является закрытой зоной заповедника. Но по предварительной переписки с начальником охраны заповедника, было дано его согласие на посещение того места и уже велись переговоры на получение письменного разрешения. Как много "но", уже бы и самый упрямый осел тронулся.
Поездка получилась спонтанной, как обычно. И ждать официального разрешения не было времени. Я отправил заявление на имя начальника заповедника и с полной уверенностью в успехе мы двинулись в путь. Транспортом была газель и утром мы были в Гузерипле. Просто повезло и знакомый, ехавший забирать людей с моря согласился подбросить нас туда, спасибо ему.
Дорога в Гузерипль виляет вдоль реки Белая, очень красивое ущелье. Смотришь вниз - а там шумный, бурный поток пенится и течет дальше.
Приехав в Гузерипль к домику кордона, мы сразу начали подозревать о своем провале. Тетя в окошке наотрез отказалась нас пускать и после долгих объяснений, о том что мы договаривались, она позвонив сказала, что скоро приедет руководитель ихнего отдела заповедника. И с ним мы будем решать вопрос. Ждали. Погода ухудшалась. На небе сгущались тучи и моросил пока еще мелкий дождик. Когда приехал этот гусь-начальник, тоже все стало понятно. Не пустил - закрыто для посещений. А в то время как он разговаривал с нами, ему позвонил какой-то местный с нерусским именем. Позднее когда гусь скрылся в своих владениях, туда пришел этот местный с ружьем и проскользнул как уж через кордон, никто и не думал его остановить. Вот вам и охраняемая зона. Как говорил Жванецкий, что охраняешь, то и имеешь.
Ну да ладно, нужно было принимать решение, что дальше делать. Газель уже уехала. Была идея пойти на Тхач, но да Новопрохладного (Сахрай) или даже до Даховской местные не брались подвозить.
Дождь стал моросить сильнее. И мы решили двинуть на Оштен. Была такая мысль, что на вершине Фишта мы побывали, а на Оштене нет - ходили только вокруг.
Дождь усиливался. Начался длительный подъем по дороге вдоль реки Жолобная. Кордонов там нет и можно спокойно выйти на плато Лага-Наки через приют Партизанский, хотя рассказывают, что иногда и там бывают лесники.
Сначало был асфальт, потом он закончился, и началось месиво грязи. Все было мокрым насквозь. Ближе к вершине Партизанки мы увидели два флигелька около дороги. Там жили лесорубы, а сейчас был только один и он радушно принял нас у себя. Мы погрелись, выпили чаю. Правдо была там и частичка зла - это дикие осы, они сами нападали и жалили. После 15 минут прибывания там, нас каждого укусили по 3 раза. Посидели, поговорили. Когда стих дождь, мы поблагодарили хозяина и двинулись дальше. Пройдя совсем немного мы оказались на приюте, возле копанного озера. Там был организован обед.
Небо просветлялось, туман сходил. Нам открылись удивительные виды на горы Оштен и Гузерипль. Пошли дальше, при подъеме косвенно встретил медведя. Я шел впереди и услышал в кустах шум. Как будто какой-то зверь пытается убежать и прорывается сквозь кустарник. Шум доносился со стороны выше дороги и создалась картина в голове, что медведь кубарем скатится вниз на дорогу и что потом делать я не знал. Поэтому я замер, а потом отступил и вернувшись через пару минут звука не слышал. Пройдя еще немного встретился явный след медведя к водопою.

К вечеру пришли к подножью Оштена где-то со стороны пер Гузерипль, только южнее. Нашли хорошее место для стоянки и поставили палатки. Ночью в темноте увидели чьи-то блестящие глаза, отражающие свет от фонарика.
Утром проснулись, поели, как полагается и стали подниматься дальше. Немного сбились с тропы, по причине высокой травы. Но вышли к тропе, которая идет с пер Гузерипль на развилку на Цицу. Вышли к развилке, встретили огромную группу.
Туман сгущался. Дождь усиливался. Надо было где-то пережидать непогоду.
И вот замечен грот у подножия Оштена, метрах в 20 подъема от плато. Поперли в лобешник на грот.

И уже скоро все трое сидели на кариматах в гроте и наблюдали за сборщиками билетов, ездевших по плато на лошадях. Пусть попробуют нас достать.

Отойдя от мокроты и перекусив, начинаем понемногу двигаться к вершине Оштена. Рюкзаки оставляем в гроте с одним охранником.
Так от пригорка к пригорку в полнейшем тумане и почти нулевой видимости, через холмы, снежники и значки направления, приближаемся к вершине.

Когда до вершины остается метров 50 набора высоты, происходит чудо. Сильные порывы ветра сгоняют туман и все в округе просветляется. С вершины Оштена мы разглядываем все по кругу. Все плато, как на ладони, видим озеро Псенодах, приют Фишт, пер Армянский и др.

В это время над нами пролетает достаточно крупный орел и парит над солнцем, а потом скрывается в облаках.

Довольные мы спускаемся обратно к гроту, а по пути открываем для себя еще несколько озерец, образованных скорее всего из-за таяния снежников. Одно из озер находиться недалеко от грота. Там и решаем разбить лагерь.

Еще раз любуемся видами на ночь и крепкий сон.
Нашей мечтой все же остается встретить стадо диких копытных и запечатлеть на фото.
Утром решаем повторить восхождение на Оштен.

Я решаю взобраться на соседнюю вершину Оштена, расположенную ближе к приюту Фишт. Хоть она и немного ниже, но на ней установлена геодезическая вышка. Возле нее я нахожу пластиковую бутылку (типа тур) с записками, перечитываю все. Стандартно люди пишут о себе и дате подъема, иногда об обстоятельствах сего действия.

Нахожу следы копытных, но только и всего. Зато у холма перед Оштеном явный след УАЗа, вот вам опять - заповедные места. Разный подход (рыночный).
Спустившись и собравшись, двигаем по плато в на правление выхода, к кордону.

У нас уже билеты на поезд из Белореченской на руках и отправляется он сегодня.
Плато то солнечное, то опять затягивается белой мантией и осыпает дождем. Довольно быстро выходим к кордону и встречаем охранника. Но человеком, он оказывается хорошим по причине отсутствия у него в наличие бумаг для составления протокола о безбилетном посещении заповедника. Благодарим его и судьбу. Спешим далее.
На ближайшей турбазе находим человека с авто. Торгуемся и прийдя к компромиссной цене - едем в Белореченскую. До Даховской дорога разбита, скорость небольшая. Далее Хаджох, Майкоп.
Успеваем на поезд. Рассматриваем в вагоне фотографии и пьем пиво со сметаной (что в последствии оказывается квасом с мороженным).

PS: Фотографии принадлежат ростовским фотографам Дмитриеву Максиму и Иваненко Игорю. ALL RIGHS RESERVED.

(С) CET-Club, наблюдатель

Уважаемые члены клуба и участники походов CET-Club, присылайте свои отчеты на мыло и мы с удовольствием почитаем, разместим их на нашем сайте и вместе обсудим и еще раз вспомним все хорошее, что происходило с нами