ОТЧЕТЫ

Поход по маршруту: Псебай-Шапка-Сундуки-Агиге-Чертовы ворота-Асбестная-Тхач-Узловой, 4-7.11.2011

Участники:
наблюдатель,

04.11.2011г

Группа из 13 нифига не суеверных человек из г.Ростова-на-Дону в 6 утра высадилась в Псебае, и стуча зубами сразу же загрузилась в "шишигу", доставившую нас к 9-30 утра к Чай-горе (кто не в курсе, это пупырь вблизи г.Сундуки). Погода шептала. Солнечно, безветренно. После быстрого перекуса в 10-15 мы направились по гребню мимо Сундуков, Агиге, отобедали не доходя пер.Чертова Калитка (2066м) и полезли на вершину Восточного Ачешбока. Не доходя метров 80 до вершины, бросили рюкзаки и поскакали вверх. На вершине были около 16-00. Любовались Тхачами, горами заповедника. На спуске зависли примерно на час возле родника, запасаясь водой на вечер и утро(группа-то большая, а черпать пришлось кружкой). На стоянку стали около 18-00 на выходе из леса на подъеме на пер.Чертовы Ворота. Закатное солнце осветило «три зуба» Восточного Ачешбока, а затем ему на смену пришла луна, в лунном свете стены Ачешбоков выглядели фантастически. Ночь была звездной,прохладной, абсолютно безветренной и в воздухе совсем не чувствовалось влажности(что вселило надежду на ясный день в пику жутким прогнозам гисметео и рп5). Я даже поверила в шаманство Ильи, который за посиделками у костра варганом призывал хорошую погоду.

05.11.2011г

Утро было безоблачным и тихим. На день было запланировано восхождение на Зап.Ачешбок и переход к седловине между Тхачами с посещением вершины Асбестной. Утренние сборы затянулись на лишние полчаса, не рассчитали немного время подъема.
Мы оставили вещи на пер.Чертовы Ворота под присмотром нескольких человек, не пожелавших идти на вершину. В 9 с небольшим начали подъем на Зап. Ачешбок. Первоначальный план подъема по осыпи был забракован при осмотре осыпи, она плыла под ногами так, что не устоять. Пытались прощупать путь вдоль правого края осыпи (от грота) – не понравилось. Взяли левее, вылезли на скальный гребешок, местами сужавшийся до ширины 30 см(слава богу, что такой участок не очень протяженный). Шли то слева от гребня, то прям по гребню(адреналин!), спустились с гребня вправо на узкую луговую полосу, идущую вдоль осыпи. По лугу взобрались на прекрасную площадку с пышной травой примерно в 70м от вершины. Зависли на мягкой траве, восхищаясь открывшимися просторами. Все, кроме Вовы, который хотел поскорее очутиться на вершине, и к моменту, когда в мягкую траву завалилась я, он уже, наверное, минут пятнадцать взирал на окрестности с высоты 2486м.
Забыла сказать – еще выйдя на Чертовы Ворота мы обалдели от вида облачного моря, поглотившего восточное Затхачевье и весь район к западу от Передового хребта; при этом со стороны заповедника воздух был прозрачен и ни единого облачка. Теперь, с высоты 2420м мы парили над этой пеленой облаков, сквозь которую местами прорывались «самые высокие пупыри» Скалистого хребта, макушка Крепости, Афонка, Слесарня. В 10-55 рванули на вершину, подъем здесь уже совсем несложен, по скально-травянистым полочкам. В 11 мы на вершине в составе 8 человек. Вершина луговая, валяться на ней приятно, особенно в такой теплый безветренный день. Чем, собственно, Вова тут уже и занимается битых полчаса в ожидании нас. В туре записка от «поханых москалей»(это они сами себя так назвали) и Евдокимова Яна Николаевича от 20.07.11 и пара купюр достоинством 10 и 100 рублей с надписями. Написали свою записку, деньги оставили на месте.
Фотоохотились за выписывающим над нами круги орлом. Сделали групповое фото, много веселых фоток в прыжках «а-ля Дима Билан», и примерно в 11-40 начали спуск. Мнения по поводу пути спуска разделились – часть группы, спустившись до окончания луговой полосы приняла решение «ехать» по осыпи и у них это хорошо и быстро получилось, разве что пыли они подняли прилично. Другая часть, в том числе и я, спускались по пути подъема, и хотя, когда мы поднимались, мы с ужасом думали о том, что тут придется еще и спускаться, в реальности спуск по скалам оказался более простым и более быстрым, чем я ожидала, и более легким, чем подъем(причем это показалось не только мне). Правда, на спуске у Ильи из кармана улетел вниз термос(так что крики на скальных участках могут быть не только «камень!», но и «термос!»), но он был найден и благополучно вернулся к хозяину. По пути вниз я заглянула в грот(а большинство из нас это сделали на пути наверх), сфотографировала Восточный Ачешбок через скалистое окно. Примерно в 12-20 были на перевале и позволили себе часовой отдых на обед.
В 13-20 мы направились в сторону Асбестной. Вова, услышавший от меня, что на Асбестную не пойдем, т.к. на Западный Ачешбок ушло времени больше запланированного и есть шанс не уложиться по времени(не хотелось в сумерках идти), сформировал группу из трех лосей и с ними умчался вперед, на Асбестную. Остальные же в нормальном темпе шли по тропе и задержались, не доходя отрожка Асбестной, чтобы набрать воды из ручья. До воды пришлось спускаться метров 30, а набирать, прижав горло бутылки или кружку к камню и застыв в неудобной позе на несколько минут. В общем, минут на 40 мы затормозились. Воды надо было набрать, т.к. не было уверенности, что тот хилый ручеек, что есть возле седловины между Тхачами, не окажется замерзшим. Ведь многие встреченные нами ручьи представляли собой именно ледяные горки. Когда шли траверсом к Малому Тхачу, видели, как на одном из трех пупыриков между Асбестной и М.Тхачом стояла группа. Наши? Вроде их больше, чем трое. Наверное, другая группа. Но кто-то глазастый рассмотрел там Вову. Мы обрадовались, что не сильно от них остали и продолжили путь. Но оказалось, и правда, это была какая-то другая группа, с которыми наша троица успела пообщаться, а потом те ушли на Шестакова. А насчет нас - Вова считал, что это мы его обогнали(он-то не видел, что мы воду набираем), и он со своей подгруппой ускорился и проскочил под скалами М.Тхача, вышел на перевал, но нас там не обнаружил. Ха-ха, а мы его видели! Мы как раз выбрались из-под скал и шли по березкам, когда они выходили на «поляну-сердце».
Когда мы добрались до стоянки, то уже пришел черед удивляться нам – Вовы с друзьями не было… Да вот же они – пошли по «нижней» тропе искать нас и выглядывают с холмика! Группа воссоединилась, поставили палатки. Сбегали к ручью – он фунциклировал, вот только вода была мутноватая с примесью глины. Так что я полностью избавилась от угрызений совести по поводу того, что заставляла группу тащить запас воды от Асбестной до стоянки. Весь ходовой день я не переставала удивляться – как стабильно ведет себя облачность, поглотившая районы Новопрохладного и Узлового. Не шевелится. А летом небось за пару часов из такой метеокартины получилась бы гроза… В общем, предчувствия меня не обманули… Мы уже подходили к месту стоянки, когда облачная пелена «ожила». Вот уже она «сожрала» Крепость, а вот уже над вершиной Тхача зародилось облачко и стало расползаться…
Вскоре наши палатки были окутаны туманом, стало сыро и холодно. У костра долгих посиделок не получилось. Илью просили «поварганить», чтоб завтра нам погода позволила увидеть с вершины Тхача много красивого и интересного. Предварительно решили, что встаем в 6, смотрим на небо и если неба нет – спим дальше, а если есть – собираемся и идем на вершину. Илья старался. Но небеса оказались сильнее. Об этом мы узнали следующим утром.

06.11.2011г

Блин! В палатке слишком темно! Стопудово облачность… Ага, так и есть, мы в «молоке». Спим дальше, ждем погоды. Около 8 утра уже спать нет сил, все выбираются из палаток, смотрят то на небо, то на меня и Вову. Внезапное просветление, показавшее нам кусочек голубого неба и район балагана Ветренного, окончательно запутало нас. Мы с Вовой сперва твердо решили идти на вершину. Потом нас окутал еще более плотный туман, и тут уже я сама предложила разделиться – тем, кто не желает быть ежиком в тумане на вершине Тхача – идти нижней тропой к Крепости, а тем, кто желает(Вове и примкнувшим к нему добровольцам) – идти на вершину, а потом встречаться с нами в месте стоянки.
Вова увел своих по верхней тропе. А через какие-то 5 минут над нами появилось небо и это внесло сумбур в мою голову. Что делать? Идти на вершину в надежде, что распогодится или все-таки придерживаться первоначального плана и спускаться к Крепости? А пойдем на вершину!
Пока мы шли к месту, где планировалось бросить рюкзаки, погодка и впрямь баловала – над нами видна была корона Тхача, освещаемая солнцем и подернутая легкой облачной вуалью. Но вот мы спрятали рюкзаки – и опять всё вокруг в «молоке». Второй раз бороться с сомнениями я уже не имела никакого желания и мы начали подъем по известной нам довольно простой тропе(не по осыпи). Обнаружилось, что за год, как мы тут не были, обходных троп натоптали немеряно, очень быстро натоптанная тропа увела нас с трека. Мы это поняли сразу, но доверились тропе. Новая тропа оказалась не очень, мы нашли место, где она пересекалась с «нашей» и решили, что обратно пойдем правильным путем. Вскоре мы обнаружили возле тропы пристегнутые к березам рюкзаки Вовы с компанией. Хотели было подшутить и перепрятать
На спине Тхача(где-то 2200-2300) лежали островки твердого октябрьского снега, с кучей следов вверх и вниз. Предвершинная часть подъема без снега вообще. На подъем от рюкзаков до вершины ушло 1,5 часа и мы совсем чуть-чуть не успели на просмотр видов – ненадолго вновь появившееся окно в облаках захлопнулось и больше не открывалось. Зато мы посидели на вершине, обескураженные полным безветрием, которое, собственно, и было виной отсутствию прекрасных видов. Так что на вопрос одной из трёх Тань «А откуда виды лучше – с Ачешбока или с Тхача?» ответ вырисовывался совершенно недвусмысленный. Подгруппа Вовы, судя по всему, в это время лазила где-то в районе вершины с крестом.
Мы провели на вершине минут 15-20, и не дождавшись просветления, решили спускаться.
Спустились к рюкзакам примерно за полчаса. Ну и пока готовились к дальнейшему пути, случилось еще вот что – Васька, укрывшийся от наших глаз в небольшой ложбинке(понятно для чего), вдруг крикнул нам «Здесь какие-то люди». Я вышла на пупырь, увидела Ваську внизу, но никаких людей сквозь туман разглядеть не удалось. Хотя он потом утверждал, что они затихли именно когда я выперлась в красной куртке и стала кричать «Какие люди? Где? Это, наверное, наши», а еще он слышал, как кто-то из них говорил «Здесь где-то должен быть родник» В общем, мы сочли, что это бракоши и решили, что правильным будет потихоньку уйти по туману подальше от этого места. Собственно, этим был обусловлен наш немного странный отход вниз, начавшийся с подъема на гребешок. По словам моего знакомого где-то за гребешком должна проходить хорошая тропа, вот мы и решили на нее выйти.
Наверное, поиски незнакомых троп в тумане, это не совсем правильно, но у меня был трек с нижней тропой, я подумала, что в крайнем случае выйдем на нее. В реальности оказалось, что нижняя тропа сильно ниже и спускаться к ней абсолютно не кайф. Поэтому мы доверились рельефу и пошли тупо по гребешку, плавно сбрасывающему высоту, отмечая, что вроде тут читается слабая тропка. Вскоре тропка сбросилась с гребня вправо вниз и несколько раз попетляв по лугу мы дошли(согласно данным GPS) до пересечения с нижней тропой. Самое смешное, что шагов 10-15 я почему-то уверенно сделала не в ту сторону(обратно к Тхачам), потому что не видела продолжения тропы влево…брррр… поискали внимательно, куда тропа идет в сторону Крепости, нашли не сразу, в густой траве это не мудрено. Собственно, это впоследствии оказалась опять «немного не та тропа», что была отмечена в GPS, но качество ее оказалось вполне нормальным.
Направление в целом совпадало с тем, что нам было нужно, мы шли чуть ниже верхней тропы и выше нижней. Шли мы, шли, и вот, спускаясь с очередного бугорка, разглядели яркие пятна в тумане. Вовка с группой! Офигеть! Вот же реактивные! Когда мы спускались с Тхача, их рюкзаки так и висели, пристегнутые к березам, а теперь они нас обогнали. Как они пришли сюда, неважно, потом видно будет, когда глянем их трек, существенным было то, что сидели они именно на нижней, хорошей, тропе.
Обрадовавшись воссоединению, чертова дюжина ростовчан во главе с Вовкой-чертом, в тему надевшим шапочку с рогами, ломанулась к стоянке под Крепостью. И я едва успела его остановить, когда он собирался проскочить место запланированной ночевки.
В 16-30 мы стали обустраиваться на берегу истока Ходзи, примерно в том месте, где он делает поворот на 90 градусов к Крепости. До воды здесь легко спуститься. А вот с дровами – беда. Ольха разгорается очень плохо, и мы часа два, если не больше, потратили на то, чтобы раскочегарить большущий костер. Возле него долго грелись, пили чай. Ночь в холодном тумане обещала быть веселой.
Илье было поручено «варганить качественно» и он ответственно отнесся к поручению.

07.11.2011г

В эту ночь мы нацепили на себя все, что можно было.
Совершенно нелишним оказался килограмм, который весит мой летний спальник, взятый специально для того, чтоб набрасывать его поверх. Также спасибо флиске, дешевой и сердитой, купленной в декатлоне за 199р; одетая рукавами на ноги, она реально меня выручила – мне было тепло в эту ночь. А вот нос высунуть из спальника было невозможно – как только я пыталась это сделать, сразу становилось жутко холодно и начинало колотить. Изрядное количество выпитого чая стало настойчиво давать о себе знать под утро, пришлось вылазить из палатки в этот дубняк, но нет худа без добра – на небе сияли огромные звезды, тумана не было!!!
Из трех бутылок воды, находившихся в эту ночь в нашей палатке, каждая к утру оказалась в различном агрегатном состоянии – одна замерзла сильно; вода во второй оказалась полужидкой, полувода-полулед; а третья, маленькая бутылка от Кубая, не замерзла вообще. Замоченная на ночь гречка, оставленная в тамбуре, смогла впитать в себя столько воды, сколько успела до тех пор, пока та не замерзла – т.е. совсем немного. Пришлось ее варить, а не просто заливать кипятком, а это привело к тому, что и без того замерзший тент покрылся еще одним слоем ледяной глазури. И потом нам долго пришлось «ломать» его, чтобы сложить хоть в какой-то удобоносимый комок.
Погода была прекрасна!!! Ночью был какой-то офигенный «минус», и окутавшему нас туману пришлось стать изморосью, одев все вокруг в новогодний наряд.
Сосны и березы, обосновавшиеся на скалах Крепости, сверкали в лучах солнца, Тхач был весь белоснежный.
Однако, такая прекрасная погода не способствовала быстрым сборам. Как я уже упоминала, палатки собирать было нелегко. Да и выбираться из них в утренний холод как-то непросто. Так что вместо запланированного выхода в 8-00 мы стартовали аж в 9-30. А идти километров 27… Ну, пока вроде успеваем. Тем не менее, я сразу предупредила, что на Малой Бароновой поляне мы сделаем большой привал – в основном я преследовала цель просушить палатку Минут за 20 наша палатка освободилась от корки льда и высохла, потеряв в весе килограмм как минимум. Остальные не захотели заморачиваться и ограничились распитием чая, поеданием остатков еды, отдыхом и фотографированием, благо, Малая Баронова поляна к этому весьма располагает. Внизу, в долине р.Тхач, зарождались сгустки тумана. Потом туман стремительно пополз в нашу сторону, закрывая виды на Передовой хребет, но до нас он как-то поразительно не мог добраться, мы как будто были отделены от него невидимой защитной чертой(почему-то на ум сразу приходит Вий и круг, очерченный мелом).
Почти на час растянулся наш отдых, и примерно в 12-20 мы начали спуск в Узловой. И что самое удивительное, как только мы «пересекли черту» - верхнюю точку дороги на Малой Бароновой – всё… белая мгла поглотила нас надолго.
Очередной точкой, где «лоси» должны были дожидаться группу, был мраморный карьер. Десятиминутный отдых – и марш-бросок до брода с одной небольшой остановочкой. По пути к броду пытаюсь оценить состояние дороги по просьбе друзей с R4. Вердикт выносить не берусь, но была парочка мест ну очень мерзопакостных, собственно, это «вечные» в тех местах лужи и колеи, только сейчас они раздолбаны вдрызг. В одном месте даже кладка из стволов, только толку от нее, на мой взгляд, мало. И еще был участок – сплошная размазня, Вася оценил его как потенциально трудно проезжаемый даже для «таблетки» или «шишиги». Однако, видели мы и следы обычного «уаза», значит, не перевелись еще виртуозы езды по русским дорогам.
А еще видели след медведя. Немаленький такой. Видать, до вчерашнего мороза косолапый тут протопал, а потом следы хорошенько схватились. Забавно, что незадолго до этого обсуждали – водятся ли тут медведи и как от них спасаться. После увиденного следа оптимизм рассуждавших бежать ли вниз по склону или траверсом как-то поугас, и очередной шорох, вызванный падением обледеневших листьев, вызвал у Тэльки неадекватную реакцию в виде резкого отпрыгивания в сторону прям передо мной и у нее непроизвольно вырвалась шутка «когда убегаешь от медведя, главное – бежать не быстрее медведя, а бежать быстрее товарища» Гм… а ведь в этом случае в образе товарища была я… да только не верю я в злобных узловских медведов.
Брод оказался узким и мелким. Мы перешли Ходзь по камням, чуть отойдя влево от дороги. А потом, уже сбросив вещи, пошли охлаждать разгоряченные ноги. До времени отъезда у нас оставалось 2 часа. Поэтому мы долго не рассиживались и мне хоть и неприятно было это делать, но пришлось не разрешить устраивать чаепитие у брода.
К мосту через Ходзь возле поселка мы подошли в 17-10. Вот теперь можно устроить мытье ботинок, переодевание. Преобразившись, мы дотопали до магазина, где нас ждал заказанный «мерседес», погрузились и совершили набег на магазин, изрядно опустошив прилавки и ликвидировав у продавщицы весь запас мелких разменных денег, ведь каждый норовил расплатиться непременно тысячерублевой купюрой… В 18-20 мы распрощались с Узловым, увозя с собой воспоминания об этих удивительных четырех ноябрьских днях, так не похожих по погоде друг на друга. Словно побывали в разных временах года.

(С) CET-Club, наблюдатель

Уважаемые члены клуба и участники походов CET-Club, присылайте свои отчеты на мыло и мы с удовольствием почитаем, разместим их на нашем сайте и вместе обсудим и еще раз вспомним все хорошее, что происходило с нами