ОТЧЕТЫ

Пешеходный поход по маршруту: Красная Поляна - пер Псеашха (2014) - р Уруштен - долина Семи озер - г Дзитаку (2818,5) - р Холодный - лагерь Холодный - ледник Псеашха - Красная Поляна

Состав группы: Вадим, Дьявол, наблюдатель

октябрь 2007 года
Вадим пишет черным цветом.
Приехали мы рано утром. Погода стояла по настоящему осенняя: до восхода воздух казался прохладным, словно напоминая что зима уже рядом, но как только взошло над горами солнце мы словно опять возвращались в лето. Днём, когда облака скрывали светило, шли словно по грани между летом и зимой. Хотя в дальнейшем за 3 дня увидели все времена года со всеми проявлениями погоды.
Буду писать синим цветом. наблюдатель
Все началось с Адлера, в который мы приехали рано утром на поезде. Вышли на остановку и стали ждать транспорт до Красной Поляны. Нас одолевали таксисты. Но мы все же дождались автобуса и за дешево доехали до Поляны. Правда вышли не там, где надо было. Правда на тот момент мы сами не знали куда нам. Крутилось только одно слово Кардывач-Кардывач-Кардывач.
Но Максим уверял, что сейчас пройти туда легко, что погранцы делают пропуск на месте. Это были слова его знакомого метеоролога, который работал здесь.
У меня были сомнения с самого начала, но я доверился словам серьезных людей и верил в их компетентность)
Вышли мы не там, нам подсказали, что на этой остановке находится застава. И мы ж поперли наверх, в ожидании встречи с погранцами и получения от них пропуска. Фиг. Застава - это оказалось название бани. Грустные, мы спускались к остановке. И по дороге поплелись в сторону Эстосадка.

Планируемый нами маршрут изменялся также как и погода. Сначала планировали на озеро Кардывач (из Красной поляны), но социальная и бюрократическая обстановка сводила все наши планы на нет. Нужный пропуск не выписывался, запрещался сам маршрут из-за откуда-то взявшегося в тех местах чиновничьего охотничьего хозяйства (и это на территории Кавказского заповедника). И пока решали бюрократический вопрос время улетало с невообразимой скоростью. Оставалось ехать домой или бродить в районе самой Красной поляны. Мы выбрали последнее. Остановили на шоссе перемещаемое на УАЗике местное решение всех транспортных и бумажных проблем.
Да, сильно повезло с водителем УАЗа, который мы остановили, чтобы просто он подвез нас до погранцов. А он оказался осведомленным человеком и рассказал нам про разрешенные маршруты на данный момент, свозил по быстрому в отдел заповедника - оформить пропуск. И повез в горы!!!
Сразу-же получили пропуск в заповедник с указанием маршрута (район т.н. Семиозёрья у подножия Дзитакского хребта), зарегистрировались в МЧС и сразу-же были доставлены к Медвежьим вратам, откуда и начался наш поход.
Поняли, что в этой местности всё высокое: горы, лес на склонах, цены на все предоставляемые услуги, профессионализм местных водителей.
Начался джиппинг. Я с Максом сидел в заднем отсеке УАЗа и только успевали держаться, фотографировать было не возможно.
В УАЗе я сидел на заднем сидении, а Максим и Вова в кузове, и вот что меня удивило. Подъехав к подножию горы, наш проводник снял тент для лучшего обзора, закрепил наши рюкзаки, и погнал по серпантину в гору с очень привесёлой скоростью при этом большую часть пути при движении машины вперёд, взгляд и внимание его было направлено назад, показывая на что-то, что пронеслось или отвечая на наши вопросы. В общем машину он вёл почти в слепую, но доставил нас на место не разу не заплутав. Снимаю перед Вами свою бандану!

Не скрою, осенью в горах я не разу не был. И то что увидел, поразило меня до глубины души. Лес на склонах гор был сказочным (это нельзя описать, надо просто увидеть и испытать эти ощущения хотя бы раз в жизни). По мере набора высоты он менял свою окраску постоянно. Зелёный шёл в вперемешку с золотом; как только выходило солнце, это золото сияло и играло такими оттенками, что хотелось в глубине души навсегда запечатлеть эту игру света, листвы и легкого ветерка.

Поверьте – завораживает. Наша фототехника не отдыхала. Чуть по выше начал появляться красный, а ещё выше, когда лес начал редеть и сквозь них, словно в оконца, начали проглядываться, порой охваченные туманом, пики гор, вот тут пришло ощущение бессмысленности моих рутинных дел, оставленных дома. Где заканчивался туман и начинались облака иногда было не разобрать. Они словно играли с нами, то показывая, то скрывая на миг свои морщинистые склоны. Набрав нужную высоту, лес остался ниже.
И тут я снова увидел новое для себя. Летом зелень плавно перетекает в коричневый, растворяясь на склонах гор верхней полоской редколесья, прорезаясь сверкающими на солнце линиями ручьёв. Это красиво. Но в этот раз было по другому. Словно волна шла на склоны. Из зелёных долин на склоны плавно, вперемешку с ним наползало золото и почти сразу же смешивалось со всеми оттенками красного. Четких линий разделения цветов не было. Где всё заканчивалось, тоже было не понятно; казалось лес, словно древнее войско, состоящее из разных по цвету подразделений, берёт штурмом тёмные стены бастионов, скрываясь от глаз защитников дымовой завесой, а в реальности поднимающимся туманом и низкими облаками.

Зачастую, иногда создаётся впечатление что цена пережитого – это по какой-то причине большая часть «плохих», не отображающих действительность (по пришествию домой) фотоснимков. Будто природа говорит: «Вот я! Приди и насладись мной, я испытаю тебя, но забрать с собою – нет. Возьми только ключи, а я снова буду ждать тебя и твоих переживаний». Фотографии я называю ключами к тем моментам жизни, которые сам пережил. Никто другой, взглянув на фото не поймёт, что ты снимал и что ты испытывал в этот момент. Пардон за отклонение от темы.

Вышли мы в живописную долину, со склонов которой открывался вид на Красную поляну. Тут же стоял домик – приют, который, при отсутствии в нем людей, облюбовала одно маленькое пернатое. Налюбовавшись видом, далее двинулись вверх по речке Уруштен до так называемого района «Семиозёрье».

Если честно, назвать эти лужицы озёрами – раз в 500 преувеличить, если сравнивать с теми горными озёрами в Западной Сибирии, на которых я бывал. Там, с вершины Поднебесных зубьев, они выглядят просто огромными, будто сам пик прорезался из огромного моря, разделив его собою на цепь из более мелких. Здесь же с вершины г.Дзитака они почти потерялись, хотя напоминали о себе изредка отражая солнце, выходившее из-за туч.
Палатку поставили прямо между ними.
В Семиозерье встретили группу ребят, они были местные из Красной Поляны. Рассказали нам, что с утра на склонах видели серн. И предупредили, что ночью сильный ветер. Все же середина осени.
Мы нашли пару кусков обшивки вертолета и сделали из одного из них защиту от ветра. Правда, позже, когда улеглись в палатке, услышали как мощный поток ветра завалил эту конструкцию. Главное она палатку не накрыла и на этом спасибо)

Ночью нам открылся космос, но по той погоде, которая была весь день и вечер, вероятность наблюдать звёзды почти ровнялась нулю. Звёздное ночное небо в горах – это вообще отдельная тема разговора. О них писали многие, поэтому распространяться на эту тему я не буду. Вспомню лишь один случай, произошедший там. К моменту захода солнца мы уже успели расставить палатку, поесть и по фотографировать. Темнеет в горах моментально. Разложив карематы, мы лежали и наслаждались ночным небом. Тут у Вовы возникает мысль его сфотографировать. Техника у нас у всех разная, как говорится, отражающая потребности (не говорю возможности) каждого в получаемых снимках. Вова, лёжа, долго настраивает аппарат, также долго фокусируется. Мы с Максимом то ли с грустью или же радостью не можем дождаться момента спуска затвора, в предвкушении полученного результата: при таких условиях - «Чёрный квадрат» К. Малевича. Он нас удивил. Не помню, смеялся ли снами Вова, но мы – до слёз. У него срабатывает вспышка. Прости нас, Вова, но было в тот момент было по настоящему весело. Сейчас эта ситуация покажется кому-то и не смешной, на это скажу – важно время и место.

Я смеялся больше всех. И сейчас, улыбает. Главное выбрать правильный режим)))
На утро второго дня решили подняться чуть выше по склону Дзитакского хребта, и не заметили как поднялись на саму г. Дзитака. По мере восхождения, когда начинает открываться простор и появляются пики близлежащих хребтов, ноги начинают нести сами.
Подъем был не простой. Мы как всегда полезли своим путем и наткнулись на узенький хребтик, по которому можно было корабкаться к вершине. Очень сильно затруднял подъем ветер, усилившийся за ночь. Он сдувал с узких площадок, на которых мы отдыхали между подъемами. Также сбивалось дыхание при попадании сильного потока ветра в лицо. Так, с перерывами и твердым решением покорить Дзитаку, мы вылезли к вершине.

То, что человек видит всякий раз, поднявшись на высоту (не важно какая она 2000 м или 8000 м, был бы виден простор до горизонта) всегда разное. Но чувство всегда одно и тоже – восторг и наслаждение увиденным, которое не передаст ни одна в жизни фотография, какая бы профессиональная она не была, с условием, конечно, что Вам нравиться надрывать свой организм чтобы испытать это чувство и всегда стремиться увидеть новое. Познать окружающую красоту мира в котором живём. Далее нас ждали, у каждого свои, испытания. Начали спуск. Сначала вместе, увидев чуть ниже на северном склоне рядом с ледником ещё одно озерцо. От него нас повела широкая тропа по склону, которая сужалась, но была очень натоптанной. Привела она нас к концу хребта, пересекаясь неглубокой расщелиной, и начиналась за ней, теряясь за поворотом на другую сторону хребта. Я решил сходить на разведку. Когда оказался на повороте, то при взгляде на то место, где стоял Максим и Вова, у меня возник вопрос: Как? Как я сюда попал, и куда мне теперь.
Чутье подсказало мне не лезть вниз, а попробовать пройти по тропке еще немного. Тропа как бы оборвалась в этом месте, но мы подошли уже к повороту хребта и за ним должен был открываться вид на долину Семи озер. Я заметил что чуть выше есть продолжение тропы, едва заметное. Поднявшись, путь оказался попроще. Я пытался кричать Вадиму, чтобы тот поднимался, но он уже слишком далеко спустился. И мы с Максом пошли по вновь открытой тропе вперед. Мы увидели сверху озеро-болото в форме рыбы - и я назвал его озеро Рыба. Дальше открылся вид на Семиозерье и мы уже без всяких троп шли к нашему лагерю, пробираясь через заросли шиповника, различных кустарников, спускаясь по каменным водопадикам

Пардон за скудность речи, что наверх обратно - «жопа», что вниз – она же. Вниз показалось перспективней. Как потом оказалось – зря. Тропа оказалась казлячьей. В некоторых местах в голове рисовался образ этого козла с большими крыльями. Стаю на уступе 0,5 х 0,5 м подо мной вертикальный обрыв, и метров 5 вниз до следующего уступа. Зацепов нет, можно лишь спрыгнуть точно, или прильнув к скале всем телом сползти туда, чуть медленнее чем прыжок, но с одной мыслью: точность – вежливость королей. Или поселиться там, дождавшись того самого козла, или пока тебя не укусит орёл. Высота подходящая. И так раз 5. В планах скальных занятий не было. Снаряги никакой. Нарвался сам. В таких ситуациях очень редко не бывает потерь. За меня перестал существовать на тот момент мой фотоаппарат.
Вертикаль сменилась на склон в градусов 60-70. Уже легче. Тропой выбрал горный ручей. Но и он иногда превращался в водопад метров по 3 высотой. Помогли деревья-кусты, нависающие над ручьём. В этих ситуациях я их использовал заместо тросов, главное убедиться что они крепко держаться корнями за скалы. Вообразив себя обезьяной (помогло то, что любимой книжкой в глубоком детстве был Тарзан) и слившись с образом продолжал свой спуск. Вот тут я и разбил свой фотик. Он выпал из футляра и прыгая вниз с камня на камень метров 7 закончил полёт плавая поплавком в ручье. До начала необратимых процессов внутри него я успел спуститься и вытащить батарейки. Но зрелище было печальным.
Как тот доктор который оживляя Франкенштейна кричал ему – Живи!, так и я молил свой фотоаппарат. В отличие от Франкенштейна, на тот момент мой фотоаппарат остался мёртвым. Но в тот момент мне было уже всё равно, лишь-бы спуститься живым. Выполз я на основную тропу когда уже начинало темнеть в километрах 5 от нашей стоянки. Мысленно наградил себя как минимум 3 наградами «Заслуженный горный козёл России» и поплёлся к стану с мыслями, что меня уже наверное заждались или ищут. Еле доплёлся и очень сильно удивился когда понял, что Максим и Вова сами пришли минут 20 назад и по отдельности. Но ещё более было моё удивление, когда я понял что мы меняем место и по карте оно на километр далее от места где я выполз на тропу. Ноги в этот момент отказали.
Когда начали движение то решили чуть срезать. Все посмотрели на меня и сказали – Веди. Было очень весело лесть на пролом (я-то шёл по тропе обратно) через низкий кустарник, чувствуя тропу впереди только каким-то звериным чутьём. Видимо в тот момент из образа животного я тогда ещё не выполз. В то, что тропа впереди Максим с Вовой поверили наверное только вступив на неё. Тут мои силы начали иссякать. Начала сказываться недавняя болезнь,не полностью восстановившаяся физическая форма, и я отстал. А стемнело к этому времени уже хорошо. Когда подошёл к броду Вова был на этой стороне, а Максим судя по всему реку перепрыгнул, т.к. его уже и след простыл. Чё, куда, (а шли к какой-то избе) - не понятно.
Темень такая, что тропы под ногами не разобрать. Зажгли фонари. Перебрели реку. Тут спустился Максим и сказал что изба рядом. Честно, мне было уже плевать, на каком она от нас удалении. Готов был завалиться под ближайшей ёлкой, а она наверное ещё дальше чем изба. Пришлось идти. Избой оказался домик лесников вместе с ними же. Нам они предложили чердак-коптильню, т.к. грелись они русской печкой,а труба травила как раз в нашем пент-хаусе. Они наверно были людоедами. Еда сама пришла и добровольно закоптилась. Нас такая перспектива не устроила. Нашли рядом какую-то древнюю избу времён царицы Тамары, и внутри неё разбили палатку.

Следующий день был по настоящему осенним. Шел постоянно дождь. Обследовать близлежащую территорию мне не хотелось из-за отсутствия фотоаппарата., да и Вова с Максимом ходили не долго.
А мы пошли к леднику Псеашха. Был сильный ветер. Срывался дождь, но мы шли на перевал. Поднялись к расщелине напротив ледника. Дождь зарядил очень сильно. Небо было полностью затянуто грозными, темными тучами. Ветер усилял порывы. Почва под ногами размылась в момент. Мы приняли решение повернуть обратно.

Решили днём выйти, что бы заночевать поближе к Медвежьим вратам.
Переходя через ручей Холодный обратно возник вопрос - "Как это сделать?". Уровень воды в нем поднялся и смыл даже те хлипкие подобия мостиков, которые были вчера. А температура воздуха понизилась и вода была, какой полагается быть ей в горном быстром ручье в середине октября. Мы решили переходить вброд. Разулись и пошли. Как заново родились. Особенно кайфово было ногам, когда вышли из ручья от них шел пар.

По дороге обратно на развилке троп мы увидели очередное диво.
Представьте себе 3 ущелья, соединяющихся буквой Y. Мы находимся у точки схода снизу и видим, как из левого в правое ущелье огромным живым существом ползёт туман. Словно белая змея невероятных размеров. И самое интересное он не дымится, не растекается на развилке в разные стороны, а плотным коконом ползёт в нужную себе сторону. Казалось, что подойдя вплотную, к нему можно прикоснуться, а чуть надавив, рука потонет в нём и ладони видно не будет. Незабываемо.
Заночевали мы в домике с птичкой, правда в этот раз её уже не оказалось.

Ночью сверкали молнии, гремел гром, дождь сменялся на град. А утром вышли из домика по-колено в снег. Сразу же слепили снежную бабу.
Какая-то детская радость захлеснула меня. Для жителя Ростова, где снега зимой не допросишся, в октябре - это было чудо! Почему-то я сразу кинулся лепить снеговика. Было глобальное обновление и вокруг и на душе. Снег все накрыл.

Первый снег в горах тоже создаёт красивые картины. Вершины гор белые, а склоны, если смотреть сверху вниз, молоком плавно растворяются в буйстве красного и золотого, а снизу сквозь стелющийся туман проглядывается ещё зелёный лес. И кажется, что часть хребта напротив, которая как раз на уровне твои глаз просто весит отдельной картинкой в воздухе.
Будто ты смотришь на огромное белое полотно, по центру которого растянута цветная полоска.
Спуск был быстр и стремителен. Внизу параллельно спуску, собирал каштаны. Очень вкусные.
Писать ещё можно много, если вдаваться в подробности. Но надо знать, где остановиться сейчас, поставить многоточия, но не точку чтобы потом, при желании, поделиться новыми открытиями, переживаниями (если они кому-нибудь будут интересны) в бесконечном процессе познания нового и интересного. А новое всегда интересно...

(С) CET-Club, Чирков Вадим, наблюдатель

Уважаемые члены клуба и участники походов CET-Club, присылайте свои отчеты на мыло и мы с удовольствием почитаем, разместим их на нашем сайте и вместе обсудим и еще раз вспомним все хорошее, что происходило с нами